ЕСЛИ
РЕБЕНОК МАНИПУЛИРУЕТ ВАМИ
·
Чем это грозит
родителям
Один раз уступив незаконному требованию,
поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете
вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот
человек —вы. К тому же вы закладываете первый камень той стены, которая теперь
имеет все шансы вырасти между вами. Ведь нормальный человеческий контакт
возможен только «по горизонтали» между уважающими друг друга людьми.
·
Чем это плохо
для ребенка
Он обучается новой для себя модели отношений,
основанных на шантаже. Эта модель может ему понравиться, как нравится наркотик,
потому что дает почти мгновенный результат, а значит — возможность быстрого и
легкого самоутверждения. Постепенно навыки неигрового, открытого общения
вытесняются привычкой манипулировать. Пропасть между маленьким человеком и
миром растет. В этой игре нет победителей. Другие дети могут отказаться играть
в такую игру и научившийся манипулировать ребенок оказывается в одиночестве,
обиде и страдании.
·
Как это
начинается
В основе развивающейся психики лежит потребность
провоцировать реакцию среды. Младенец пробует взаимодействовать с миром и
наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она
фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в
собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных
результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем
ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая
сопротивления, он подсознательно чувствует, что что–то не так. В конце концов
воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в
истерике и чего–то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в
том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство
безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему.
·
Что нужно, а
Чего не стоит делать ни под каким видом
Прежде всего, не запускать этот процесс. Чем
раньше вы начнете действовать, тем лучше. К сожалению, многим родителям мешает
быть твердыми чувство вины перед ребенком. Избавиться от него можно, составив
свою собственную «декларацию прав и обязанностей», свои правила в вашей семье -
взять на себя ответственность за их соблюдение.
Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите свои
права, справа — обязанности. Постарайтесь быть как можно более конкретными.
Признайте за собой обязательства «по обеспечению жизненно важных потребностей и
прав личности» маленького человека. Не забудьте при этом свои права, включающие
непременное право на свою собственную, автономную от семьи жизнь. Напомните
себе, что вы — хороший родитель, потому что ваш ребенок сыт, одет, ухожен,
любим и…
·
Начинайте
отстаивать свои права
Уже на самых ранних стадиях общения (до года)
постарайтесь найти золотую середину в общении с ребенком. Никаких жертв. Не
стоит класть свою личность на алтарь материнства, иначе в дальнейшем вы
непременно потребуете от ребенка компенсации за то, что «все делали только ради
него», хотя сам малыш в этом ну никак не виноват!
Часто истерики связаны с попытками малыша
заполучить кого–либо из родителей в безраздельное владение. Некоторым это даже
льстит — почему бы не увидеть в этом проявление любви? Не стоит покупаться на
такие вещи.
Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка,
устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш
малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с
окружающим миром не годится.
Бесполезно читать лекцию, пускаться в длинные
объяснения, пытаясь апеллировать к его сознанию и совести. В такие моменты даже
взрослому не всегда удается действовать сознательно. Твердо и простыми словами
объясните ребенку почему, собственно, вы не будете выполнять его требование
(скажем, сидеть рядом целый день, забросив все дела). Затем скажите ребенку,
что вы видите, что с ним происходит: объясните ему его чувства, расскажите, что
видите, что он недоволен, злится, сердится, грустит... Помогите ему выразить
его чувства - дайте ему возможность потопать, покричать и т.д. Затем спокойно
займитесь своими делами предложив ребенку альтернативу: мама сейчас не может
сидеть рядом с тобой но ты можешь в это время... и предложить ему то, что
именно его заинтересует (рисование, конструирование, игра в игрушки...). Не
стоит обвинять себя в эгоизме. Куда более жестоко вырастить несчастного
человека, не способного к общению с людьми. Это нужно делать каждый раз, когда
представляется такая возможность. Постарайтесь сохранять вид непринужденный, но
ни в коем случае не «пуленепробиваемый». Так ребенок почувствует себя в
безопасности ведь вы рядом, вы объяснили, что с ним происходит, вы научили его
безопасно выразить свое недовольство, вы предложили ему альтернативу.
Общайтесь с ребенком на равных, НО НИКОГДА НЕ
ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО - ВЫ РОДИТЕЛЬ. НИКОГДА НЕ БУДТЕ РЕБЕНКУ ДРУГОМ - друга он найдет
себе на улице, в школе, в общем где угодно, НО РОДИТЕЛЯ ОН БОЛЬШЕ НИГДЕ НЕ
НАЙДЕТ. Ребенку ВАЖНО чувствовать себя под защитой родителя, жить по его
правилам. Но важно также не перегибать палку, общение с любовью и общение с
авторитаризмом путать не стоит.
Необходимо выработать у ребенка уважение к
частному пространству. Если у него есть своя территория, где он чувствует себя
защищенным и неприкосновенным, где ему не мешают, то он лучше поймет и примет
ваше право «на автономию». Почаще демонстрируйте уважение к пространству
малыша. Например, стучитесь, когда входите в его комнату.
Предоставляйте ему возможность выбора — например,
в мелочах ( какую еду есть из предложенных вариантов, какую одежду носить и
т.д.) Но самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле
суверенная личность и имеет свои права… но вся ответственность лежит на ваших
плечах, а не на плечах ребенка, так он НАУЧИТСЯ на вашем примере БРАТЬ на себя
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свое дитя. И усвоит эту модель поведения, и будет применять
с вашими внуками.

Немає коментарів:
Дописати коментар