неділя, 29 березня 2015 р.

Готовность к школе.


Концепция готовности к школе
по книге Фолькера Цене
«ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДЕТИ»


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. 

Дети должны уметь:

·        Самостоятельно одеваться-раздеваться (включая застегивание пуговиц, молний, липучих застежек).
·        Завязывать шнурки.
·        Самостоятельно ходить в туалет.
·        Самостоятельно мыть руки.
·        Сморкаться в платок.
·        Знать, как пользоваться мусорным ведром.
·        Отличать правое и левое.
·        Совершать простые арифметические операции в пределах 10 (сложение и вычитание), при необходимости пользуясь пальцами.
·        Знать домашний адрес.
·        Знать имена родителей.
·        Знать свой возраст.
·        Уметь самостоятельно покупать что-нибудь мелкое по списку.
·        Идентифицировать монеты и банкноты.
·        Знать значение понятия «собственность»
·        Включать и выключать воду в кране, открывать и закрывать отвинчивающиеся крышки-пробки.
·        Наливать жидкость в стакан
·        Знать, как пользоваться опасными предметами, электро-приборами, ножом, вилкой, ножницами, электричеством, моющими средствами.
·        Сделать себе бутерброд.
·        Понимать, когда есть необходимость поступиться собственными интересами.
·        Разбираться с конфликтными ситуациями.
·        Принимать критику.
·        Оставаться одни, засыпать самостоятельно и спать всю ночь, не просыпаясь.
·        Упорствовать в достижении знаний, несмотря на препятствия и трудности.


ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Детям необходимо:

·        Иметь развивающие стимулы вокруг.
·        Задавать 1000 вопросов в день.
·        Получать хотя бы 500 ответов в день.
·        Знать, что они задают только умные вопросы.
·        Знать, что мир – рационален, и ничто не создано «так просто».
·        Знать, что любознательность – это форма эмоционального здоровья, что признание чужих достоинств оплачивается сторицей.
·        Знать, что их здоровому любопытству не будет препятствий.


ОБЩЕСТВЕННАЯ  ЖИЗНЬ

Детям необходимо:

·        Иметь контакты с другими детьми их возраста.
·        Иметь контакты с другими взрослыми (не только с родителями).
·        Обедать в других семьях.
·        Ночевать в других семьях.
·        Знать, что у каждой отдельной семьи – свои ритуалы (приветствия, шутки, семейные словечки, молитвы и т.д.).
·        Хоть раз стать примером для других.
·        Хоть раз попробовать на себе пример другого ребенка.
·        Хоть раз поссориться с другом и помириться.
·        Понимать, что поведение некоторых взрослых можно и нужно копировать.
·        Хоть раз возбудить позитивную реакцию постороннего взрослого.
·        Хоть раз привнести в свою семью новый ритуал.


ПОВЕДЕНИЕ

Дети должны:

·        Знать, когда говорить «спасибо» и «пожалуйста».
·        Знать, почему и как попросить прощения.
·        Хотя бы раз попросить прощения.
·        Знать, что нужно здороваться и прощаться при встрече.
·        Уметь дать другим высказаться, дождаться конца высказывания, не прерывая.
·        Уметь предложить свою помощь.
·        Знать, что уважение других ведет к самоуважению.
·        Знать, что забота о других вернется заботой о себе.
·        Знать, что хорошие манеры за столом – это форма выражения уважения по отношению к еде, к тому, кто ее приготовил, и к тем, кто сидит за тем же столом.
·        Знать, что стремление угодить только себе может быть болезненным для других в какой-то момент.
·        Понимать процесс дарения подарков (влключая самостоятельный выбор подарка для друга или родственника, процесс его оформления).


ТЕРПИМОСТЬ

Дети должны:

·        Чувствовать поддержку в природном стремлении любить всех, независимо от происхождения, поведения, расы и т.д.
·        Чувствовать поддержку в удовлетворении любознательности по поводу других стран, народов, их обычаев и т.д.
·        Знать основные правила о том, как далеко можно зайти в любопытстве и открытости, и знать, где нужно остановиться и поостеречься в выкладывании информации.


УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Детям необходимо:

·        Видеть хороший пример и учиться на примерах.
·        Чувствовать поддержку во всем, что они делают.
·        Знать, что они могут попробовать сделать некоторые вещи самостоятельно.
·        Позволять закончить то, чем они занимаются, даже если результат далек от идеала.
·        Знать, что на свете существует много интересного, и в чем-то можно применить себя.
·        Видеть терпение старших.
·        Исследовать свое тело.
·        Знать, что если им потребуется помощь даже в том, что им знакомо, они ее получат.
·        Указывать на примере, что настойчивость и удоволетворение от проделанной работы – важные аспекты труда.
·        Уметь просить поддержку.
·        Уметь поддерживать других.
·        Уметь терпеть поражение.
·        Уметь оценивать свое поражение.
·        Уметь воспринимать поражение на пути к успеху.
·        Уметь доверять людям.
·        Чувствовать себя уверенно, поэтому нельзя выставлять их незнайками.
·        Знать, что они не выскочки.
·        Знать, что гендерные суждения неправильны («девочки умеют это лучше», например).
·        Видеть работу специалистов в разных областях.
·        Чувствовать удовлетворение от достижения цели


ОПРЯТНОСТЬ

Дети должны:

·        Распоряжаться своим пространством и своей собственностью соразмерно с собственным представлением об опрятности и чистоте.
·        Знать, где хаос допустим, а где не приветствуется.
·        Знать, как далеко может зайти их неопрятность.
·        Знать, что у разных людей понятие чистоты и опрятности разное.
·        Знать, что аккуратно сложенная одежда – это удобно.
·        Знать, что удобнее найти сложенные на место карандаши, фломастеры, мел и т.д.
·        Иметь обязанности по дому, даже если их помощь еще не выглядит как помощь.


СЕМЬЯ

Дети должны:

·        Знать структуру родства (отец, мать, братья-сестры, дядя, тетя, дедушки-бабушки, двоюродные, троюродные, племянники и т.д).
·        Знать, кто изображен на семейных фотографиях и историю за изображениями.
·        Знать и видеть детсткие фотографии ближайших родственников.
·        Знать разницу между собственным детством и детством своих старших родственников.
·        Знать, что семья – это то место, которое тебя воспитывает, укрепляет и поддерживает.
·        Уметь говорить о других семьях.
·        Знать несколько стихов, песен, рассказов и т.д. о семье.
·        Знать, как семья готовилась к их рождению.
·        Знать, что семья действительно ждала их появления на свет


РЕЧЬ

Дети должны:

·        Слышать богатую речь.
·        Общаться с посторонними.
·        Слышать беседы с посторонними.
·        Знать, что разные люди выражают свои мысли по-разному.
·        Уметь начать разговор.
·        Уметь отстоять свою точку зрения словами.
·        Понимать, что их слушают.
·        Уметь фонетически и жестово изобразить речь других людей.


ЧТЕНИЕ

Детям необходимо:

·        Чтобы им читали, начиная с раннего возраста.
·        Знать, что чтение вслух – это позитивный опыт в физическом и эмоциональном плане, а также признак близости и общности людей.
·        Уметь пересказывать и обыгрывать рассказы, рассказывать стихи.
·        Уметь вынести собственное суждение о героях и их чувствах из читаемой истории.
·        Уметь чувствовать ритм стихотворения.
·        Знать стихотворение на иностранном языке.
·        Знать много сказок других народов и культур.
·        Иметь любимые книжки.
·        Уметь досочинить историю из уже существующей.
·        Уметь сочинять истории


ПИСЬМО

Детям, которые учатся писать, будет полезно:


·        Пытаться писать буквы на снегу и на песке.
·        Писать дыханием на стекле.
·        Выкладывать буквы из камешков, палочек, лепестков и т.д.
·        Уметь распознавать знакомые буквы в печатном слове (из газет, книг, упаковках, плакатах и т.д.)

Все дети должны :

·        Правильно держать ручку и контролировать движение руки.
·        В игре «накалякать» письмо, вписывать знакомые буквы на квитанциях, документах, на посылках (чтобы поверхность была разной).
·        Получать похвалу и воспитывать стремление научиться писать.


ОРИЕНТАЦИЯ НА МЕСТНОСТИ

Дети должны:

·        Знать свой адрес (включая город и страну).
·        Уметь отличить свой дом на улице, а также знать и рассказывать о достопримечательностях родного города по картинкам.
·        Знать, что их ощущение пространства отличается от ощущений других людей.
·        Уметь объяснить дорогу домой, опираясь на ориентиры («от большой лужи налево, затем, пройдя мимо лающей собаки, направо, пройти мимо заросшего сада» и т.д.)
·        Интересоваться бытом знакомых.
·        Любить путешествовать, но также любить возвращаться домой.
·        Уметь говорить о путешествиях.
·        Знать четыре стороны света по компасу.
·        Знать несколько стихов, песен и рассказах о родине, путешествиях.


ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дети должны:

·        Знать основные правила поведения на дороге.
·        Знать правила движения для пешеходов. Например, посмотреть налево, потом направо и только после этого переходить дорогу; знать, что переходить дорогу можно по «зебре»; всегда быть внимательным, не переходить дорогу на красный сигнал светофора, не открывать дверь машины в сторону проезжей части, если по ней движется транспорт и т.д.
·        Знать, как работает светофор.
·        Знать несколько дорожных знаков и уметь объяснить их
·        Уважать, а не бояться, участников дорожного движения.
·        Уметь рассказать о случаях на дорогах.
·        Уметь поправить взрослых, не соблюдающих ПДД.
·        Чувствовать гордость и удовлетворение от соблюдения ПДД.


ОБРАЩЕНИЕ С ТЕЛЕФОНОМ

Дети должны:

·        Отвечать на телефонный звонок, называя свое имя.
·        Уметь попросить звонящего перезвонить позже.
·        Уметь запоминать сообщения и передавать их адресату.
·        Уметь переспросить, если что-то непонятно.
·        Знать свой телефонный номер на память.
·        Знать телефонные номера важных для них людей.


ТЕЛЕВИЗОР

Дети должны:

·        Знать, что некоторые ТВ программы – вымышленные, а некоторые – документальные.
·        Знать разницу между мультфильмами и документальными фильмами.
·        Смотреть некоторые программы самостоятельно.


КНИГИ С КАРТИНКАМИ

Дети должны:

·        Иметь большой выбор книг с картинками.
·        Уметь обращаться с ними с раннего возраста.
·        Правильно обращаться с книгами.
·        Развивать свой интерес к рассматриванию картинок в свободное время.
·        Уметь рассказывать истории по картинке.
·        Посещать библиотеку.
·        Уметь выбирать книги для себя.
·        Получать книги в подарок.



КОМПЬЮТЕР

Детям необходимо:

·        Быть с компьютером «на ты»
·        Играть в компьютерные игры по возрасту.
·        Знать разницу между реальными и виртуальными впечатлениями.


ТЕЛО

Дети должны:

·        Знать название каждой части тела.
·        Знать и объяснять функции некоторых органов.
·        Уметь различать психологические и физиологические состояния.

БОЛЕЗНЬ

Детям необходимо:

·        Уметь рассказать о болезни, которая с ними приключилась.
·        Знать, как помочь врачу диагностировать болезнь («у меня болит здесь», «жжет», «щиплет»)
·        Уметь помогать больным.
·        Чувствовать удовольствие, если больному станет лучше.
·        Знать наверняка, что доктор существует, чтобы помогать больным.
·        Сопереживать больным и уметь это выражать


СМЕРТЬ

Дети должны:

·        Получать искренние и честные ответы о смерти.
·        Знать о смерти близких.
·        Чувствовать, что их глубина горя отличается от глубины горя взрослых


СПОРТ

Дети должны:

·        Получать удовольствие от спорта.
·        Знать, на что способно их тело.
·        Знать, когда стоит прекратить занятие спортом.
·        Знать, что только упорство дает результаты (даже в спорте!)
·        Чувствовать гордость в достижении результатов.
·        Потеть, уставать и пачкаться во время физической активности и занятий спортом.
·        Хотеть заниматься определенным видом спорта.
·        Знать, что они не трусы, не лентяи

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Дети должны:

·        Быть свободными от стереотипов («мальчики так не делают», «это женская работа»)
·        Видеть отсутствие стереотипов в семье (папа готовит ужин, мама клеит обои)




ПРИРОДА

Детям необходимо :

·        Хоть раз промокнуть до нитки.
·        Помочь упавшему другу подняться.
·        Хоть раз измазаться, как хрюшке, во время игры.
·        Хоть раз построить шалаш.
·        Хоть раз поискать птицу, чье пение они слышат.
·        Хоть раз сдуть пух с одуванчика.
·        Хоть раз посидеть у костра.
·        Хоть раз заиграться на улице до темноты

 

РАСТЕНИЯ

Дети должны:

·        Знать, что растения – живые, что они кормятся светом, воздухом, минералами, размножаются, вянут и умирают.
·        Знать, что растения произрастают из разных семян.
·        Знать, что из маленького зернышка может вырасти большое растение.
·        Знать важность растений в жизни человека.
·        Хоть раз съесть плод прямо с дерева или с куста.
·        Знать основные типы зерна, из которого делается хлеб.
·        Распознавать несколько деревьев по виду листьев, коры, форме.
·        Хоть раз играть в опавших листьях.
·        Чувствовать, что ничто живое не живет без окружения, а также что мы, люди, живем в большом мире.
·        Знать влияние времен года на мир растений (в саду, парке, в лесу).
·        Знать о состоянии природы в момент их дня рождения.
·        Хоть раз понюхать горсть земли.
·        Хоть раз поиграть с опилками.
·        Хоть раз посадить зерно, ухаживать за ним и видеть, как растет растение.












Немає коментарів:

Дописати коментар