Техника «Я-сообщений»
Избежать конфликтов и в то же время сделать так,
чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений. Технику
Я-сообщений можно также успешно применять и в общении с детьми, и с
подчиненными, и в других ситуациях.
Что вы обычно говорите человеку,
когда недовольны его поведением или поступком?
·
«Ты опять опоздала»,
·
«Ты не сделал, то о чем я тебя попросила»,
·
«Ты постоянно поступаешь по-своему»,
·
а также много других фраз, смысл которых зависит
от конкретной ситуации.
Что объединяет все эти
высказывания?
Все они начинаются с обвинения в
адрес другого человека.
В психологии такие фразы называются Вы-сообщениями. Такие сообщения обычно
ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает
ощущение, что на него нападают. В большинстве случаев в ответ на подобную фразу
человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является
нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.
Любое недовольство, которое мы обычно выражаем
через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись
техникой Я-сообщений.
Фраза в данном случае состоит из
четырех основных частей:
1. Событие
«Когда…» (описание нежелательной ситуации, того факта, который не устраивает
вас в поведении другого человека). Никаких эмоций или оценки человека как
личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Ваша реакция «
Я чувствую…» (описать ваши чувства, ощущения в связи с таким поведением).
Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно
объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих.
В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится
стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания»,
«потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. Предпочитаемый
исход «Мне хотелось бы, чтобы…» (сообщить о желательном варианте, то есть о
том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас
недовольство). Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты
звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
В результате вместо обвинения «Ты
опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь,
потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты
звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
Вы-сообщение «Ты постоянно поступаешь по-своему»
можно заменить на Я-сообщение «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь,
потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы
вместе решали, как поступить».
Использование техники Я-сообщений
требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и
перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше.
Техника Я-сообщений не заставляет
партнера защищаться, она, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность
высказать свое мнение.

Немає коментарів:
Дописати коментар