Правила
работы в экстремальных ситуациях: общие принципы
По материалам книги Р. В.
Кадырова "Посттравматическое стрессовое расстройство"
Помните, что пострадавшие - это здоровые и нормальные
люди (но в аффекте). В экстремальной ситуации пострадавший всегда находится
в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимален средний уровень
возбуждения.
Замедляйте сознательно все свои физические
действия ("тормозите"). Снизьте свое возбуждение
и возбуждение других людей (медленно ходить, медленно говорить, медленно
поворачиваться), поскольку с вас окружающие считывают информацию не
сознательно, но телесно (неосознанно).
Телесный контакт (кисть,
плечо, грудь). Телесный контакт человека заземляет. Возьмите пострадавшего за
руку или похлопайте по плечу. Категорически запрещается прикасаться к голове.
Голосовой контакт. Говорите
спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте
нервозности. Избегайте упреков! Спросите пострадавшего: "Могу ли я
что-либо для вас сделать?" Если вы испытываете чувство страдания, не
стесняйтесь об этом сказать.
Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его
активно. Будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
Не поворачивайтесь спиной к
пострадавшему.
Работайте с пострадавшим на том
же уровне, на каком он находится (сидя, лежа и т.д.). Пристройка
по высоте успокаивает
Необходимо избавить пострадавшего
от посторонних взглядов. Любопытные взгляды очень неприятны человеку в
экстремальной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение,
например отогнать любопытных с места происшествия.
Постоянно следите за своим
состоянием и работайте с ним. Правило
для помогающего: не пугаться, самому быть в контакте с реальностью, не
реагировать на выраженную эмоцию (неприятно видеть трясучку, хочется
остановить, а нельзя). Думать, осознавать, воспринимать реальность. Глубинная
психологическая помощь будет оказываться позже, в хороших, реальных условиях.
Психологам при выполнении своих
обязанностей в экстремальной ситуации запрещается:
·
Проявлять на глазах у родственников бурные эмоции,
особенно смеяться.
·
Критиковать коллег на виду у пострадавших. Не
всегда все и все делают правильно. Но замечания в присутствии потерпевших
приводят к негативному отношению ко всем психологам.
·
Принимать пищу на виду у родственников (жевать).
За исключением случаев, когда родственники сами предлагают покушать с ними. В
этом случае надо вести себя в соответствии с ситуацией (учитывать присутствие
родственников других пострадавших, время суток, время непрерывной работы с
этими людьми и пр.)
·
Давать невыполнимые обещания. Например, говорить:
"Все будет хорошо!": на глазах у жены вытащили из-под завала живого
мужа, который на ее глазах через две минуты после освобождения из бетонного
плена умер ("... Вы же обещали!!!")
·
Использовать фразы типа: "Да чего ты
плачешь?".
·
В присутствии родственников сообщать непроверенную
информацию.
·
Оказывать психологическую помощь в экстремальной
ситуации в том случае, если вы не хотите (вам неприятно или есть какие-то иные
причины). Это лучшее, что вы можете сделать в данной ситуации.
·
Делать то, в пользе чего вы не уверены
(придерживайтесь принципа "Не навреди"). Если возможные действия
вызывают у вас сомнение, лучше ограничиться сочувствием.

Немає коментарів:
Дописати коментар